Игры на развитие внимания
05.06.2020
Материал
подготовила: Проскурина О.Ю.
ВНИМАНИЕ –
сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями человека.
От его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность,
способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные
признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное
усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление
контакта со взрослым.
На протяжении
дошкольного возраста - внимание развивается от непроизвольного, то есть
возникающего само собой, под влиянием внешних впечатлений, до произвольного,
управляемого сознательным усилием воли. Неорганизованность поведения детей, их
повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения
управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти
недостатки. Произвольное внимание развивается довольно интенсивно, если
взрослые оказывают ребёнку помощь.
Внимания требует
любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный,
сопутствующий решению других задач.
Для того чтобы развить у малыша
целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны
специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и
взрослого.
Упражнения и игры для тренировки внимания, многие из
которых не требуют специальной подготовки и которые могут проводиться, где
угодно, широко известны: выкладывание по
образцу, картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву»,
«Что перепутал художник?», «Танграм» и др. Главное, систематичность,
разнообразие и увлечённость взрослых и детей.
В нашем детском
саду мы широко используем следующие дидактические
игры на развитие внимания:
1. Игры на
развитие устойчивости внимания: «Что
изменилось?», «Куда расплываются рыбки», «Лабиринт», «Составь квадрат»,
«Колумбово яйцо».
2. Игры на развитие концентрации и объема внимания: «Нанизывание бусинок», «На витрине
магазина», «Помоги Петрушке найти свой домик».
3. Игры на
развитие объема внимания: «Найди два
одинаковых предмета», «Выкладывание узора из мозаики», «Кто внимательнее?»,
«Недостающие детали».
4. Игры на развитие переключения и распределения внимания: «Найди отличия»,
«Строители», «Куда идем мы с Пятачком», «Рыба, птица, зверь», «Запомни фигуры»,
«Что было бы, если…».
5. Игры на развитие слухового внимания: «Что мы слышим?», «Летает – не летает»,
«Исправь ошибки», «И я там был».
6. Игры на развитие избирательности внимания: «Поиск образцов», «Найди такого же
котенка», «Найди слова, в которых есть слог образец», «Найди фигуры, из которых
состоит домик», «Где чья собачка?».
7. Игры на
развитие произвольного внимания:
«Слушай команду», «Смотри на руки», «Что где лежит?», «Найди двух одинаковых
животных», «Два гнома», «Найди лишнее в рисунке».
Выполнение таких заданий способствует
формированию целенаправленного сосредоточения и устойчивости внимания.