Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников.
06.05.2020
Воспитатель – Старикова Е.А.
Сегодня я познакомлю вас с одним из
интереснейших дидактических пособий, которое я использую в своей работе для развития математических и
творческих способностей у детей дошкольного возраста – это палочки Кюизенера, в которые очень любят играть дети моей группы.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере
соответствуют специфике и особенностям элементарных математических
представлений, формируемых у дошкольников, а
также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления,
в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Начинать работать с палочками Кюизенера можно уже с раннего возраста.
Что входит в дидактическое пособие?
Пособие представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров,
объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1
кв. см и длиной от 1 до 10 см.
Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое
множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от
единицы до десяти.
В состав классического варианта набора входит 241 элемент.
Какие задачи можно
решить, используя данное пособие?
Познакомить
детей с понятием цвета (различать цвет,
классифицировать по цвету).
Познакомить
детей с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении
предметов по высоте, длине, ширине).
Познакомить
детей с последовательностью чисел натурального ряда осваивать прямой и обратный
счет.
Познакомить
детей с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
Помочь
овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
Научить
детей делить целое на части и измерять объекты.
Развивать
творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и
конструированию.
Развивать
пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Развивать
логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать
самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Как
работать с палочками Кюизенера?
Примерные
задания для игры.
Существует множество вариантов
упражнений для работы с палочками.
Все задания можно распределить по группам:
1.
Группа
«Задания на ознакомление с палочками»
• Найди и покажи такую же палочку,
как у меня;
• найди самую длину или короткую
палочку;
2. Группа
«Задания на изучение
цвета»
• Построй квадрат из красных палочек,
а затем из голубых, какой больше?;
• выложи палочки по схеме: красная,
желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед
ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета
не хватает.
3. Группа
«Задания на измерение»
• Попросите ребенка найти любую
палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• из нескольких палочек нужно
составить такую же по длине, как бордовая или оранжевая;
• с помощью любой палочки измеряйте
длину карандаша, книги, ножку стола;
·
сколько белых
палочек уложится в синей палочке?
• с закрытыми глазами найди две
одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
•
постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и
попросите ребенка заполнить пробелы.
4. Группа
«Задания на построение»
•
Попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
Используя интернет
ресурсы можно распечатать готовые схемы для игры из альбомов «Волшебные
дорожки», «Посудная лавка», «На золотом крыльце», «Страна блоков и палочек», «Дом
с колокольчиком»
5. Группа
«Задания на состав числа»
•
Попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких;
·
назовите число, а
ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и
т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут
же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.
6. Группа
«Логические задания с палочками»
•
Расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с
черной и т.д.
Счетные
палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое
позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой
последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево»,
«между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию
детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной
активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания,
пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских
способностей.
Давайте играть вместе!